en
Эл. почта: [email protected]
Центральный офис: 127521, г. Москва ул. Шереметьевская, дом 47
Главная Статьи Экоарт. Искусство, делающее мир лучше

Экоарт. Искусство, делающее мир лучше

В последнее время проблемы экологии приобрели чрезвычайно острый характер. Глобальное потепление, загрязнение морей и океанов, истощение популяций животных и растений уже не кажутся чем-то далеким и абстрактным. Для привлечения максимального внимания общественности к насущным вопросам, мировое сообщество начинает постепенно объединять усилия и предпринимать первые попытки притормозить разрушительный процесс. Не остались в стороне и художники, которые для создания максимально резонансных работ стали активно кооперироваться с экологическими организациями, известными учеными и политическими активистами. Так и зародился экоарт – жанр искусства, направленный на повышение осведомленности общества о важности рационального использования природных ресурсов и нанесенном ущербе окружающей среде.

Экологическое искусство выражается в разных видах и формах, включая инсталляции, перфомансы, фотографии, живопись, кино и т.д. Некоторые разветвления данного направления включают восстановление природных ландшафтов, а также реставрацию объектов.

Сегодня предлагаем ознакомиться с самыми яркими арт-работами за последние десятилетия, которые вызвали наиболее широкий общественный резонанс.

1600 панд

Угроза вымирания знаменитых бамбуковых медведей подстегнула французского скульптора Пауло Гранжона на создание необычной передвижной выставки, экспонатами которой стали фигуры из папье-маше. 1600 панд, сделанных из переработанной бумаги, призваны напомнить человечеству о реальном количестве оставшихся на планете млекопитающих. Проект, организованный совместно с Всемирным фондом дикой природы, уже посетил более 20 стран, включая Францию, Италию, Таиланд и Китай.

«Pandas congregating in front of the Eiffel Tower» by Hc Gilje is licensed under CC BY-NC-SA 2.0

Мертвый кит

На Филиппинском побережье силами экологической организации «Гринпис» и креативного агентства Dentsu Jayme Syfu была создана конструкция, удивительно точно передающая внешнее сходство с выброшенным на берег китом. Некоторые СМИ даже ухитрились принять инсталляцию за настоящего млекопитающего, запустив череду фейковых новостей. Сам арт-объект, размеры которого составили 22 метра в длину и 3 метра в высоту, был собран из выловленных волонтерами отходов в море. Таким способом организации попытались привлечь общественное внимание к проблеме загрязнения мирового океана.

blueocean.net

Пшеничное поле

Американская художница Агнес Денес, которую часто называют «бабушкой современного эко-арта», получила особую известность за свой масштабный перфоманс в 1982 году. В южной части острова Манхэттен и непосредственной близости от Уолл-стрит, ей удалось вырастить 2 акра пшеницы на заваленном строительными отходами пустыре. Для реализации задуманного, волонтерам пришлось очищать обозначенную территорию от мусора и камней, привезти около 200 грузовиков с плодородной почвой и вскопать вручную 285 борозд. Через 4 месяца цветущее пшеничное поле посреди каменных джунглей приковывало удивленные взгляды жителей и гостей Нью-Йорка, порождая размышления о возможности человека жить в гармонии с природой.

«Agnes Denes Wheatfield – A Confrontation, 1982» by Michael Peng is licensed under CC BY-NC 2.0

Русалка в пластике

По статистике средний американец выбрасывает 167 пластиковых бутылок в год, а за 60 лет – 10000. Бенджамин фон Вонг решил увековечить результаты данного исследования в виде символичной фотографии с русалкой, выброшенной на берег волной пластика. Для воплощения проекта в жизнь фотограф одолжил 10000 бутылок у ближайшего сортировочного центра и воспользовался помощью откликнувшихся на призыв волонтеров.

«Mermaids Hate Plastic» by Von Wong, blog.vonwong.com

Пластмассовая жизнь

Мария Никитина в своем авторском фотопроекте решила повторить сюжеты всемирно известных картин, но с экологическим подтекстом – важными элементами композиции здесь выступили пластиковые и строительные отходы. Так в фотоверсии картины Васнецова, Алёнушка сидит не на камне, а на ржавой трубе, возле которой плавают пластиковые бутылки. Своими работами фотограф хотела напомнить нам, что при сохранении нынешнего положения вещей разбросанный мусор может стать неотъемлемой частью жизни нашего поколения.

@nikitina_mary_ph

Мусорные портреты

Работы французского художника Бернарда Праса, занимающегося созданием портретов знаменитых личностей, так бы и могли остаться должного без внимания, если бы не были сделаны… из мусора. На этом их уникальность не ограничивается – художник старается составлять свои экспонаты из тех предметов, которые относятся к личностям персонажей. Например, волосы Майкла Джексона сделаны из проводов, символизирующих звуковую аппаратуру, портрет Альберта Эйнштейна составлен из электронной техники, а Че Гевары – из военного снаряжения.

bernardpras.fr

7000 дубов

Старт одного из самых выдающихся проектов немецкого художника Йозефа Бойса пришелся на 1982 год. В рамках проведения выставки современного искусства Documenta 7 на площади города Кассель были свалены 7000 базальтовых блоков. По своей задумке Бойс должен был поочередно убирать плиты, а затем устанавливать их возле каждого из 7000 посаженных деревьев. Таким способом художник хотел пробудить экологическую сознательность населения и подстегнуть их самостоятельно заниматься посадкой саженцев, в том числе вне рамок данной акции. Завершить проект удалось только к следующей выставке Documenta 8, через год после смерти автора.

Мусорная волна

В 2018 году компания Corona решила напомнить человечеству о проблеме загрязнения мирового океана нестандартным способом, воздвигнув возле рекламного щита с серфингистом огромную волну из пластиковых отходов. Сопутствующая надпись гласила: «Эта волна отражает среднее количество мусора, собираемого с каждых двух миль британских пляжей». Акция была приурочена к Всемирному дню океанов.

Политики обсуждают глобальное потепление

Испанский художник Исаак Кордал, скульптуры которого славятся своими крошечными размерами, всегда старается устраивать уникальные экспозиции в самых неожиданных местах. Так в 2011 году на одной из площадей Берлина была собрана мини-инсталляция, представляющая собой затопленных «по уши» чиновников. Своей работой скульптор хотел продемонстрировать, что даже находясь в эпицентре экологических проблем, политики не спешат предпринимать никаких решительных действий.

«Follow the leaders» by Isaac Cordal, cementeclipses.com

Четыре лошади апокалипсиса

Инсталляция Энтони Хэйвуда в новой интерпретации не только делает отсылку к мрачным персонажам из Нового Завета, но и несет экологический подтекст. Лошади без каких-либо всадников, сооруженные из стали, пластика и мусорных отходов, намекают нам на беспросветное будущее для человечества. Если в ближайшее время мы не свернем в нужном направлении, то места в седле для нас может не хватить.

thesculpturepark.com

 

Список источников:
1. https://senatus.net
2. https://www.huffpost.com
3. https://sladkowa.livejournal.com
4. https://can-you-help.me
5. https://greenword.ru
6. https://en.wikipedia.org
7. https://www.huffpost.com
8. https://blog.vonwong.com
9. https://littlethings.com
10. https://www.artflash.me
11. http://ecamir.ru
12. http://partizaning.org
13. https://can-you-help.me
14. https://www.businesswire.com
15. https://vk.com
16. https://recyclemag.ru
17. http://www.outshoot.ru
18. http://cementeclipses.com
19. https://www.thesculpturepark.com