en
Эл. почта: mail@1-engineer.ru
Центральный офис: Московская область, г. Химки ул. Ленинградская, стр. 25
Главная Статьи Марафон выживания. О промышленном строительстве в 2022

Марафон выживания. О промышленном строительстве в 2022

В ближайшее время российскую промышленность ожидает период повышенного спроса. Чтобы его обеспечить, многие участники рынка будут активно наращивать производство и, в частности, развивать энергетическое хозяйство
Каким будет промышленное строительство в новых реалиях и к чему стоит готовиться предприятиям, планирующим новое строительство и реконструкцию, расскажем сегодня.

Свои погремушки. Немного о специфике отрасли.

Промышленное строительство в России безусловно рынок заказчика. Большинство проектов по строительству новых производств или их расширению инициирует и реализует сегодня крупный бизнес или компании с государственным участием. Поэтому клиент здесь почти всегда диктует правила игры. Жесткие условия договоров и требования к обеспечению обязательств в отсутствие авансовых платежей и свободного ценообразования (из-за применения заказчиками сметных коэффициентов при расчете бюджета проекта) — обычная практика для генподрядчиков и привлекаемых ими для работ субподрядных организаций.

При этом ввиду высоких (и безусловно оправданных) требований к исполнителям и качеству и надежности технических решений, возможностей оптимизировать собственные затраты у участников рынка немного. Высокие требования к квалификации персонала и зарплата сотрудников, регулярные взносы в СРО, зависимость от импорта технологий и оборудования — всё это делает бизнес объективно дорогим, если речь идет о компаниях, играющих строго «по правилам».

Еще дороже он стал с приходом пандемии. Вынужденные простои и проблемы с финансированием пережили не все, и число строительно-монтажных компаний на рыке сократилось. В результате выбор исполнителей стал меньше, а стоимость субподряда в ЕРС-контрактах возросла.

Но в целом баланс подрядным организациям удавалось находить баланс и справляться с вызовами рынка. До 24 февраля 2022 года.

 

Из огня да в полымя. Как работают подрядчики на рынке промышленного строительства сегодня

Очевидно, что в условиях импортозамещения промышленность ждет повышенная загрузка производственных мощностей, а значит впереди у строительных компаний — горячий сезон.

При этом новые проекты строительства и реконструкции промышленных предприятий будут сложнее и дороже в реализации. Причин этому несколько:

  1. Сокращение числа доступных вендоров. Неприятная правда в том, что адекватные альтернативы по ключевому энергетическому оборудованию на российском и азиатском рынке есть далеко не для всех востребованных продуктов. Кастомизированные турбины, конденсаторы воздушного охлаждения, современная котельная и электроавтоматика — вот лишь ряд позиций, которым найти замену сейчас нельзя.
  2. Ухудшения условий сотрудничества с теми, кто еще работает на российском рынке. Если раньше интегратор мог рассчитывать поддержку в пуско-наладке и запуске систем, то сегодня прямое участие поставщика технологии в работе над проектом и гарантия на оборудования могут оказаться под вопросом. Очевидно, что эти задачи придется решать подрядчикам.
  3. Удорожание импортируемого оборудования и резкий рост стоимости всех материалов. Подобные риски в проектах со сроком реализации «год+» неизбежны, но в текущей ситуации рост затрат оказывается совершенно непредсказуемым. Поэтому претендентов на исполнение работ в формате «под ключ» и с твёрдой ценой (да еще и без авансов) станет меньше. Если вообще они останутся.
  4. Усложнение логистических процессов. Да, это опять про затраты. Маршруты уже стали сложнее, сроки доставки — больше, а стоимость возросла в разы. Если в ближайшее время будут появляться новые ограничения, логистика будет становиться еще дороже.
  5. Трудности с привлечением финансирования и обеспечением обязательств по новым контрактам. Кредиты стали дороже, а получить их стало сложнее. Предоставить обеспечение обязательств иностранным поставщикам почти невозможно.

А значит потребуется авансировать изготовление оборудования для размещения заказа в производстве.

 

Если это надолго. Что ждет сферу промышленного строительства

Вкратце — ничего хорошего. Если отрасль будет вынуждена работать в новых условиях и по прежним правилам, то в уже в перспективе 1-3 лет, мы увидим:

  • резкое ухудшение финансовых показателей компаний-подрядчиков и вероятное банкротство части участников рынка,
  • отток квалифицированного персонала и компаний с рынка и последующий недостаток исполнителей для строительства и реконструкции промышленных предприятий и инфраструктуры,
  • упрощение применяемых технических решений и нарастающее технологическое отставание российской промышленности от мировой,
  • снижение безопасности и надежности промышленной инфраструктуры страны.

 

План B. Как продолжать строить в новых условиях. Как избежать развития событий по этому мрачному сценарию?

В идеале отрасли серьезно помогла бы поддержка «сверху». Упрощение регулирования ВЭД — отмена таможенных пошлин, НДС при ввозе, снижение сроков рассмотрения запросов. Отказ от расчета стоимости работ по сметным расценкам, ставших полностью нерелевантными современным реалиям. Пересмотр расценок на работы в действующих госконтрактах. Облегчение доступа подрядных организаций к банковским гарантиям.

В вероятность этих изменений участники отрасли не особо верят. Поэтому в стремлении выстоять и продолжить работу в новой реальности компании ищут пути противодействия рискам самостоятельно. Основной тренд — переосмысление привычных практик и форматов взаимодействия с заказчиком.

Среди них:

  • Ревизия портфеля и отказ от участия в проектах с расчетом стоимости по сметным расценкам.
  • Пересмотр подходов к финансированию проектов заказчиками и отказ от участия в проектах с пост оплатой.
  • Отказ от формата контрактов с твердой ценой для проектов со сроком реализации свыше 1 года.
  • Отказ от распространенной практики разработки «предпроекта» в рамках пресейловой работы за счет исполнителя.

Теперь это в 9 из 10 случаях будет платной услугой. При этом точность таких проработок (раньше позволявших оценить параметры проекта с точностью до 20%) неизбежно станет ниже.

Будут ли эти изменения в работе инжиниринговых компаний временными? Вероятно, у формата контрактов с твердой ценой есть шанс вернуться на рынок при снижении волатильности и более прогнозируемом влиянии факторов макросреды на бизнес. Опыт других стран показывает, что при таких условиях данная модель может быть вполне жизнеспособной и позволяет отрасли расти и развиваться.

Что же касается сметных расценок, работы на условиях постоплаты и дополнительных услуг, прогнозировать сложнее. Но можно предположить, что, если нынешний кризис, как и пандемию, переживут не все участники рынка, оставшимся компаниям работы будет много. А значит, бороться за контракты любой ценой и соглашаться на менее выгодные условия не будет необходимости.